Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа по курсу «История стран Восточной Азии»
Тема: анализ произведения Сэй-Сёнагон «Записки у изголовья»
1. Расскажите о том, чем занимаются придворные дамы при дворе императора? Как ведёт себя автор повествования и что её выделяет на фоне других?
«Когда спустились сумерки, я пошла к своей госпоже. Возле государыни собралось множество дам, присутствовали и придворные сановники. Шел литературный спор. Приводились для примера достоинства и недостатки романов. Сама императрица высказала свое суждение о героях романа «Дуплистое дерево» — Судзу̀си и Наката̀да» - 83 глава
«Дамы смеялись и разговаривали. Но я, прислонившись к одному из столбов веранды, оставалась безмолвной. — Почему ты молчишь? — спросила государыня. — Скажи хоть слово. Мне становится грустно… — Я лишь созерцаю сокровенное сердце осенней луны, — ответила я. — Да, именно это ты и должна была сказать, — молвила государыня.» - 100 глава
«Собираются прислужницы, начинают судачить и высмеивать людей. Монах все слышит через тонкую перегородку, ему тяжело и совестно. Иногда старшая придворная дама пробует их пристыдить: — Что за поведение! Не шумите так! Им хоть бы что! Продолжают болтать, пока не заснут от усталости… А монах долго не может опомниться от стыда.» - 124 глава
«Поздней ночью, когда императрица уже изволила опочить и дамы ее свиты тоже уснули, слышно, как снаружи толкуют о чем-то старшие придворные, а в отдаленных покоях дворца то и дело стучат, падая в ящик, фишки игры «го».» - 194 глава
«Когда придворные дамы отпросятся в гости и, собравшись большой компанией, начнут с похвалой говорить о своих господах или обсуждать последние дворцовые новости и происшествия в большом свете, с каким интересом и удовольствием слушает их хозяйка дома!» - 281 глава
Придворные дамы выполняют не особо сложную работу, во дворце они выступают как подружки и сплетницы, должны быть в нужный момент под боком и помочь. Сама Сей Сёнагон -- женщина исключительная. Очень умная, талантливая, наделенная острым взглядом, крайне надменная. Это вообще часто случается, когда читаешь историческую литературу: делается немного не по себе, когда автор начинает выражать разницу между собой и простолюдинами. A в этом случае еще и само общество очень стратировано и разграничено.
2. Укажите, что нравится, а что не нравится героине повествования. Каковы её приоритеты в жизни. Что её радует, а что огорчает?
«То, что наводит уныние: Собака, которая воет посреди белого дня. Верша для ловли рыб, уже ненужная весной. Зимняя одежда цвета алой сливы в пору третьей или четвертой луны. Погонщик, у которого издох бык. Комната для родов, где умер ребенок…» - 25 глава
«То, что докучает: Гость, который без конца разглагольствует, когда тебе некогда. Если с ним можно не считаться, спровадишь его без долгих церемоний: «После, после» … Но какая же берет досада, если гость — человек значительный и прервать его неловко. Растираешь палочку туши и вдруг видишь: к тушечнице прилип волосок. Или в тушь попал камушек и царапает слух пронзительным «скрип-скрип». Кто-то внезапно заболел. Посылаешь слугу с наказом скорей привести заклинателя, а того, как нарочно, дома нет. Ищут повсюду. Ждешь, не находя себе места.» – 28 глава
Приоритеты автора: «Когда я удалилась от мира в храм Бодхи, чтобы слушать там «Восемь поучений», укрепляющих веру, пришел посланный из одного дружеского мне дома с просьбой: «Вернитесь скорее, без вас тоскливо… Светлые слова поистине глубоко проникли в мою душу, и мне захотелось навеки остаться в обители. Я позабыла, с каким нетерпением ждут меня в миру родные и близкие.» - 34 глава